Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.

На главную О Гимназии Публичный доклад Наш храм Гимназическая жизнь Издательство Каталог изданий Журнал «Источниковедение в школе» Год академика Д.С.Лихачева Основы православной культуры (УМК)Детский сад




УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Материалы к уроку

Цель урока: привлечь внимание учащихся к литературной (нормированной) речи; научить применять практические знания по русской орфоэпии.

Задачи урока: Познакомить с особенностями ударения в русском языке (свободное, разноместное):

а) передвижение ударения в разных грамматических формах,

б) смыслоразличительная функция при передвижении,

в) побочное (слабое) ударение в сложных и сложносокращенных словах,

г) двойное ударение;

Пополнить словарный запас учащихся новыми словами.

Практические задания для беседы (раздаются ученикам).

Задание 1. Прочитайте стихотворение И.Бунина и расставьте ударения.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики, ландыши в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет;
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!

Ответьте на вопросы:

1. Что создает ритм, особое звучание, мелодику стихотворения?

2. На какие части слова падает ударение?

Ответы учащихся:

– Чередование ударных и безударных слогов (два безударных, один ударный).

– На разные части слова, разные морфемы.

Задание 2. Прочитайте отрывок из перевода «Слова о полку Игореве», выполненного Н.Заболоцким. Расставьте ударения. При чтении обратите внимание на выделенные в тексте слова. Как вы думаете, почему они подчеркнуты?

Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая,
Стяги плещут: половцы идут.
С Дона, с моря с криками и воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем,
Щит к щиту — и степь загородил.

Ответы учащихся: Ударение на отдельных словах обращает внимание на суть содержания — это логическое ударение.

Учитель: На последующих уроках мы остановимся подробнее на роли логических ударений.

Задание 3. Прочитайте слова, а затем перенесите ударение на другой слог. Что произойдет?

за́мок а́тлас засы́пать

по́лки па́рить хло́пок

пироги́ у́же сто́ящий

Ответ учащихся: Изменилось значение слова. Таким образом, ударение в этих словах играет смыслоразличительную функцию.

Задание 4. Прочитайте цепочки слов. Попытайтесь определить особенности ударения в глагольных формах.

При образовании существительных:

головы — головой — головок

звон — звонок — звоночек

При образовании личных форм глаголов:

стричь — стригу — стрижешь — стригут — стрижем

беречь — берегу — бережешь — бережем

Ответ учеников: при всех изменениях глаголы обычно сохраняют ударение на окончании.

Задание 5. Произнесите эти слова с соответствующим ударением и запомните двойное употребление.

тво́рог — творо́г

ба́ржа — баржа́ (барж, баржей — мн. ч.)

мы́шление — мышле́ние

и́наче — ина́че

Задание 6. Отгадайте загадку. Ответом на нее будут омонимы.

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ответ: и́рис — ири́с).

Я — сборник карт:
От ударения
Зависят два моих значения,
Хочу — преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

(Ответ: а́тлас — атла́с).

Мы — для пильщиков подставка,
Мы —для кучера сиденье.
Но попробуйте поставьте
Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.

(Ответ: ко́злы — козлы́).

Задание 7. Расставьте ударение, произнесите. Отметьте особенности произнесения сложных и сложносокращенных слов?

машиностроение постфактум

нефтепереработка постскриптум

общежитие юннаты

девятьсот завхоз

метеослужба завуч

Ответ учащихся: В сложных словах ударение в основном падает на второе слово, но сохраняется ударение и на первом слове, в сложносокращенных словах ударение в большинстве случаев падает на второе слово.

Подведем итоги. Что значит ударение в слове? — Выделение одного из слогов с большей силой.

Мы хотим правильно говорить, то есть учимся правильно говорить на литературном языке, а он предполагает нормированность, соблюдение правил. Разве есть четкие правила постановки ударения?

Ударение в русском языке свободное. Оно предполагает разноместность, в отличие от других языков (например, во французском ударный всегда последний слог). Но разноместность не предполагает вольность. Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово.

Ударение — это музыкальный тон. Но усвоение ударения в русском слове сопряжено с трудностями: оно свободное, подвижное, то прикрепляется к определенному слогу, то изменчивое.

Например, обратите внимание, как звучит современное слово добы́ча у И.А.Крылова: «...на до́бычу стремится» или су́дарь у Грибоедова: «...поклон, суда́рь, отвесьте»

Менялся язык народа. Например: в современном русском литературном языке слово воро́та с ударением на втором слоге остается при склонении (у воро́т, к воро́там, за воро́тами, в воро́тах). А вот в пословице слышим: «Пришла беда — отворяй ворота́» или у Кольцова: «Ворота́ тесо́вы растворилися».

Или еще пример: слово деньги. Как сказать правильно: деньга́ми или де́ньгами (богат)

Раньше ударение в этм слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим).

Выполнив задания 1–7, попытаемся сделать вывод о том, что узнали на уроке, составим схему.

Наши помощники — орфоэпические и этимологические словари, произведения художественной литературы.

Однажды ученица назвала ударение «миротворцем», который мирит ссорящиеся безударные гласные О и А, Е и И, когда они стоят не под ударением. И мы не должны сомневаться, если что — зовем «миротворца».

Контрольное домашнее задание

Расставьте со словарем ударения в следующих словах.

алфавит заржаветь столяр арест искра ветровой баловать, балую квартал изустный диалог каталог фланговый договор намерение форум

Л.А.Ким,
учитель высшей квалификационной категории,
отличник народного просвещения



Наш адрес:
630090 г. Новосибирск, ул. Академическая 3.
Телефон: (383) 333–29–82

Copyright © 2006–2014
Православная Гимназия
во имя Преподобного
Сергия Радонежского